Деловая сеть Киров
Компании:11 292
Товары и услуги:4 991
Статьи и публикации:391
Тендеры и вакансии:95

Наследие булгар
Информация может быть не достоверна

Наследие булгар
25.02.2011
Посещение древнего Булгара.

Каждый год в начале лета в древнем городе Булгар, что за Казанью, происходит встреча мусульман из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Количество гостей достигает 10-15 тысяч человек. Не стали исключением и мусульмане г. Кирова и Кировской области. Уже несколько лет Вятский Муфтият организует посещение вятскими мусульманами этих исторических мест. В чем же значение этих мест для мусульман России? Почему такое количество людей стремится посетить их каждый год, приезжая иной раз издалека - с о. Сахалин или из Турции? Значение их - в событиях, произошедших в этих местах в далеком прошлом.

В истории многих народов есть события, которые становятся переломным моментом в их развитии и точкой отсчета нового этапа их исторического пути.

Несомненно, для мусульман России таким моментом стало событие, произошедшее 12 числа месяца Мухаррам 309 г. һ. (12 мая 922 г. по христианскому календарю). С этой даты Ислам стал государственной религией Волжской Булгарии. Это выразилось в признании предками современных татар и башкир - булгарами Багдадского Халифа своим верховным правителем. С этой целью Багдадский халиф Джаг`фар ибн Г`абдуллаһ Аль-Муктадир отправил посольство к царю булгар. Во главе посольства стоял посол Сусан Ар-Расси, секретарем посольства был Ахмад ибн Фадлан. Из отчета последнего об этом путешествии до нас и дошли сведения об этих славных событиях.

Среди булгарского народа Ислам к тому моменту был уже распространенной религией. Процесс проникновения Ислама в Булгар начался намного раньше и происходил постепенно. Еще во времена Пророка (с.г`.в.) в 3 г.һ. состоялся приезд сподвижников Пророка (с.г`.в.) в Волжский Булгар. Известно, что массовое принятие булгарами Ислама произошло в 825 году. Булгары приняли Ислам очень легко, так как их представление о Едином Боге - Тэнгри не противоречило Исламу. Волжская Булгария стала первым мусульманским государством на территории нынешней России еще до того, как Киевская Русь приняла христианство.

Волжская Булгария была известна своими учеными и учебными заведениями во всем исламском мире. За знаниями в Булгар шли из Аравии, Ирана, Средней Азии и даже из далекой Андалусии. Булгары также отличались тем, что ревностно придерживались канонов Ислама. Путешественники тех времен писали о них: «крепче держатся закона Мухамметова, чем кто-нибудь другой».

В свое время государство Булгар образовалось между Дунаем и Волгой после распада империи гуннов, созданной известным полководцем Аттилой. В те времена оно называлось Великая Булгария. Впоследствии это государство также распалось. Часть булгар поднялась по Волге и образовала Волжскую Булгарию, центром которой являлся современный Татарстан. Другая часть булгар ушла за Дунай, где дунайские славяне встретили их как освободителей от греков. Впоследствии хан булгар, женившись на дочери правителя дунайских славян, остался со своим народом на Дунае. Потеряв свой язык, они сохранили свое название и стали называться дунайскими булгарами. Этот народ известен нам сегодня как болгары. Третья часть булгар ушла на Северный Кавказ. Их потомками являются балкары и карачаевцы.

До нашествия Батыя к началу 12 века земли Булгарии простирались на западе до Оки и на востоке до Урала. В состав Булгарии входили обширные районы от верховьев Нукрата (Вятка) и Камы до Яика (Урал), а также низовьев Итиля (Волги). Она включала в себя территории современного Татарстана, Чувашии, Марий-Эл, часть Удмуртии, Мордовии и Башкирии, а также некоторые районы Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской, Пермской, Пензенской, Нижегородской и Ульяновской областей.

Хотя принято считать, что нашествие Чингисхана на Европу остановила Русь, историческая действительность показывает, что Европу спасли мусульмане Волжской Булгарии. В 1223 г. после сражения на Калке, окончившегося поражением объединенной армиии русских князей и кипчаков, передовые войска Чингисхана повернули к Булгарии. Правитель булгар Ильһам-хан разгромил 30-ти тысячное войско Чингисхана; уцелевшее войско (не более 4 тысяч) вернулось в стан. Л. Гумилев писал про это так: «победители при Калке потерпели серьезное поражение и потеряли множество людей». Ибн-аль-Асир писал: «и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю». Во второй раз войска чингизитов были разгромлены в Предуралье в 1229 году. В третий раз булгары остановили их в 1232 г. Таким образом, Чингисхан умер, так и не одолев булгар, хотя считается, что он ни разу не проиграл сражения. Впоследствии его внук Батый-хан вторгся в Булгар в 1236 году 200-250-ти тысячным войском, не считая обозы. И только в 1237 году им удалось одолеть булгар. После того, как Батый, завоевав Русь, пошел на Западную Европу, он вынужден был сокращать военные гарнизоны в Булгарии. Булгары подняли восстание и попытались восстановить свою государственность. В 1240 году Батый, вернувшись из Европы со 100-тысячной армией, подавил восставших. И это была одна из причин того, что Батый-хан, не завоевав полностью Европу, был вынужден вернуться в Поволжье.

К сожалению, на сегодняшний день многие мусульмане России не знают славной истории своего народа. Наша история тесно переплетена с традициями Ислама суннитского толка, непосредственно с традициями ханафитской правовой школы. Увы, сегодня молодежь, которая сильно переживает за будущее своего народа, желая помочь, попадает в различные политические сектантские организации, прикрывающиеся религией Ислам. И, сами того не ведая, продолжают разрушать историческое наследие, которое насчитывает почти полторы тысячи лет и уходит корнями к асхабам и салафитам.

По воле Аллаһа исторически так сложилось, что наши предки-булгары еще во времена салафитов приняли правовую школу великого имама табиг`ина Абу Ханифы, известную как ханафитский мазхаб. Сведения, подтверждающие это, мы можем получить из древней рукописи - отчета секретаря посольства Багдадского халифа Аль Муктадира к царю Волжских Булгар Алмушу сыну Шилки. Ибн Фадлан записал свой диалог с правителем булгар: «Услышав удвоенную икаму, я закричал на муэдзина и запретил ему делать это. Царь же, узнав об этом, меня и моих спутников пригласил к себе. Когда мы собрались, через переводчика он меня спросил:

- Что ты скажешь о двух муэдзинах, из которых один икаму произнес один раз, а другой дважды. А потом каждый из них вместе с народом совершил намаз. Разрешается ли такой намаз или же нет?

- Намаз разрешается, - сказал я.

Тогда он спросил:

- С разногласием ли муджтахидов по данному вопросу или же с их общего согласия это разрешается?

Я ответил:

- С их общего согласия».

Дело в том, что Багдадский халиф и его двор придерживался мазхаба имама Шафиги. В этом мазхабе перед чтением фарз-намазов икаму произносят один раз. Поэтому ибн Фадлан хотел, чтобы муэдзин произносил икаму согласно мазхаба, которого придерживался Халиф. Когда как булгары уже придерживались мазхаба имама Абу Ханифы. Согласно нашему мазхабу перед каждым фарз-намазом икаму произносят дважды. В этом диалоге правитель булгар дал понять секретарю посольства, что нельзя разрушать то, что признано всеми муджтахидами и уже принято народом. Тем самым правитель также показал свои знания в вопросах фикха.

Сегодня же некоторые представители нашей молодежи под влиянием иностранных организаций пытаются разрушить нашу религиозную традицию ханафитского мазхаба под предлогом возврата ко временам салафитов, хотя наш мазхаб и есть путь салафитов, переданный им табиг`инами. В поступке правителя наших предков мы видим его дальновидность и его завет будущим поколениям: нельзя объединить и спасти народ, разрушая то, что является его объединяющим началом и не противоречит истине.

Уже в течение 20 лет в память о предках современных татар - булгарах и в память о славном событии - принятии Ислама как государственной религии Волжской Булгарии, Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин ежегодно в начале лета организует посещение древнего города Булгар мусульманами России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Ибо каждый мусульманин должен помнить о своих исторических корнях, уходящих в глубокую древность, к временам Пророка (с.г`.в.).

Каждый год это мероприятие проходит в середине июня по следующей программе: вятские мусульмане выезжают в древний Булгар, где происходит центральное мероприятие - встреча мусульман, проповедь Верховного Муфтия России, общая молитва и покаяние. Также проводится общий намаз в месте нахождения Соборной мечети города Булгар. Поразительна красота этих мест: высокий берег Камы, бескрайние просторы и небо чистого голубого цвета. Здесь ощущается связь с народом, когда-то жившим в этих местах, благодаря которому по воле Аллаһа появился татарский этнос - второй по численности народ России и хранитель наследия булгар.

Муфтий Вятский Г`абдунНур Салимулы Камалуддин

 

посмотреть все (7)

Другие статьи и публикации компании:

История строительства Вятской соборной мечети История строительства Вятской соборной мечети
Информация может быть не достоверна
История строительства Вятской соборной мечети
25.02.2011
Мусульманские религиозные организации в г. Кирове Мусульманские религиозные организации в г. Кирове
Информация может быть не достоверна
Информация о мусульманских религиозных организациях в г. Кирове
08.04.2011
Сибелгән милләтне кем кайгыртыр? Сибелгән милләтне кем кайгыртыр?
Информация может быть не достоверна
“Милли тормыш һәм дин”. Татар дин әһелләренең II Бөтенрусия форумы.
26.06.2011
Авыл өстендә Коръән моңы Авыл өстендә Коръән моңы
Информация может быть не достоверна
Интервью
16.08.2011
Есть защита и духовных границ государства Есть защита и духовных границ государства
Информация может быть не достоверна
Муфтий Вятский - о своей религии, экстремистских течениях в современном обществе и о том, как понимать друг друга
06.10.2011
Информация о продавце
  • +7 (8332) 35-00-17
  • 610000, г. Киров, ул. Труда, д.4
Деятельность религиозных организаций
×